X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

Красота Ту-144 и Конкорда продолжает будоражить фантазию инженеров и пассажиров. Компания Локхид Мартин работает над новым поколением пассажирского сверхзвукового самолета. Главная задача — уменьшить громкость перехода через звуковой барьер

----------------------<cut>----------------------

Когда в далеком 1968-м советский Ту-144 совершил свой первый полет, а через 2 месяца к нему присоединился франко-английский Конкорд, казалось, что началась эра сверхзвукового полета. Но судьба их оказалась совсем не радостной.

X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

В 1973-м Ту-144 разбился на парижском авиашоу. Несколько экземпляров продолжало летать, скорее как демонстрация, чем реально. Конкорду повезло больше — 20 самолетов регулярно летали между Парижем и Нью-Йорком, однако катастрофа в Париже в 2000-м положила этому конец.

X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

Вот уже почти 20 лет гражданские самолеты летают медленнее звука. Причин этому несколько. Во-первых такие полеты дорогостоящи, а сейчас все больше и больше внимания уделяется экономичности полетов. Во-вторых такие полеты рентабельны только на длинные дистанции — Москва-Владивосток, Америка-Европа, Европа-Азия и т.д. В третьих — звуковой удар при переходе звукового барьера, что запрещено в большинстве гражданских аэропортов, обычно находящихся рядом с густо-населенными центрами. Вот эту проблемы специалисты Локхида и НАСА пытаются решить работая над X-59

X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

Исходно это был чисто НАСАвский проект — X-plane (игра слов, созвучно английскому "explain" — объяснить). Несколько компаний предоставило наброски проектов, выглядящих довольно футуристично.

Локхид Мартин:

X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

Боинг:

X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

В феврале 2016 года компания Lockheed Martin получила предварительный контракт на разработку, с ожидаемой датой первого полета в в 2020 году.  Разработка ведётся знаменитой группой Skunk Works (U-2, SR-71, F-117, F-22):

X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

2 апреля 2018 года НАСА заключило с Локхидом Мартином контракт на 247,5 миллиона долларов на проектирование, строительство и поставку в конце 2021 года "тихого" самолета X. 26 июня 2018 года ВВС США сообщили НАСА, что присвоили демонстранту обозначение X-59 QueSST (Quiet Supersonic Technology — Тихая СверхЗвуковая Технология)

С 5 ноября 2018 года НАСА проводило испытания в течение двух недель, собирая данные: до восьми звуковых ударов в день в разных местах проверялось 20 датчиками шума и описывалось 400 жителями, получающими компенсацию в размере 25 долларов в неделю. Чтобы имитировать удар, F/A-18 "нырял" с высоты 50 000 футов, чтобы ненадолго стать сверхзвуковым

X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

После испытаний на разрешение полета в Центре летных исследований Armstrong акустическая проверка будет включать в себя визуализацию воздух-воздух по Шлирену с подсветкой Солнцем для подтверждения картины ударной волны до сентября 2022 года. Затем НАСА проведет летные испытания

Идея, стоящая за QueSST, заключается в том, чтобы свести к минимуму один из двух основных факторов, влияющих на звуковой удар: объем самолета. Другой параметр, обнаруженный аэродинамиками в 1950-х годах, — это подъемная сила. Объем может быть распределен вдоль более длинного фюзеляжа, так что стрела формируется более постепенно — вот почему Х-59 и другие сверхзвуковые самолеты длинные и заостренные. Подъемная сила представляет собой более сложную задачу. Что-то должно удерживать самолет.

X-59 QueSST - бесшумный пассажирский сверхзвуковой

Ударная волна, создаваемая удлиненным X-59, также удлинена или растянута, нарастая медленнее и, следовательно, оказывая меньшее давление на барабанную перепонку — звучит более приглушенно, чем грохот ударов, производимый другими сверхзвуковыми самолетами.

Уникальная технология, разработанная НАСА, позволяете увидеть звуковую волну: