В "русскую утку" иностранцы не верили.

Это событие стало важной вехой в истории авиации. 26 мая 1913 года в Петербурге в воздух впервые поднялся экспериментальный четырехмоторный аэроплан "Русский витязь". Скептики полагали, что ничем хорошим этот полет не кончится – "самолет разбился бы в тот момент, как только один из его двигателей остановится". Мало того, что гигантский по тем временам 4-х тонный самолет был принципиальным новшеством, так еще и конструктором его был не профессор, не дипломированный инженер, а всего-навсего студент.

----------------------<cut>----------------------

Но пессимисты были посрамлены – "Русский витязь" (у этой машины было еще одно название – "Гранд") поднялся в воздух, набрал высоту и, сделав несколько кругов над аэродромом, мягко приземлился неподалеку от своего ангара, вызвав шквал аплодисментов со стороны собравшихся зрителей.

В "русскую утку" иностранцы не верили.

Конструктор, принимавший поздравления после посадки его самолета — Игорь Иванович Сикорский — родился в 1889 году и вырос в Киеве, где его отец был профессором психологии университета Святого Владимира.

Молодой Сикорский получил среднее образование в одной из классических гимназий Киева и позднее был принят в Морской кадетский корпус. После его окончания он поступил в Киевский политехнический институт, откуда перевелся в Санкт-Петербургский политехнический институт.

Авиацией он "заболел" еще в Киеве. В Петербурге студент задался целью создать летающую машину еще в 1908 году, когда он впервые попытался построить вертолет — геликоптер.#/comm#

Работа над этим вертолетом представляет собой исторический интерес как основа для последующей работы Сикорского с вертолетами. К 1910 году он построил свой второй вертолет, который имел два пропеллера, вращавшихся в противоположных направлениях.

В "русскую утку" иностранцы не верили.

Затем Сикорский спроектировал и построил "Русского витязя" на авиационной фабрике, принадлежащей Русско-Балтийскому вагоностроительному заводу. После своего первого полета молодой пилот-конструктор начал летать на "Гранде" над Санкт-Петербургом и его пригородами почти каждый день…

Через 2,5 месяца самолёт установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту. Председатель Русско-Балтийского вагоностроительного завода Михаил Владимирович Шидловский был столь уверен в безопасности "Русского витязя", что совершил полет на самолете Игоря Сикорского со всей своей семьей.

#comm#Иностранцы долго не хотели верить в успешные полеты русского колосса и именовали его "русской уткой". Но в конце-концов пришлось признать очевидное…

Летом 1913 император Николай II выразил свое желание увидеть "Русского витязя" и его создателя. Сикорский прилетел на своем воздушном судне в Царское Село и приземлился на военном аэродроме рядом со штаб-квартирой Императора. Государь внимательно осмотрел воздушное судно, дружески побеседовал с Сикорским и вручил ему на память часы.

Сикорский приступил к созданию своего второго воздушного судна, большего по размерам, которое он назвал "Илья Муромец". "Илья Муромец" также был оснащен 100-сильными двигателями "Аргус". Размеры этого нового варианта были такими: он весил почти 5000 кг, имел крылья размахом в 31 метр и с общей площадью 150 кв. метров.

Но мировую славу русские многомоторные воздушные машины завоевали в годы Первой мировой войны. К счастью для России и ее союзников, немцы неправильно определили приоритеты грядущих воздушных сражений. #/comm#

В германской армии был сформулирован такой постулат:

"Аппараты Райта (т.е. аэропланы – А. Т.) всегда будут значительно менее эффективными в военном деле, чем дирижабли". (Подробнее см. "Столетие" "Русское оружие"). Но все получилось с точностью до наоборот.

В "русскую утку" иностранцы не верили.

Сикорский позже писал: "Первое время воевавшие государства пользовались аэропланами и управляемыми аэростатами (дирижаблями – А. Т.). Устал? Посмотри порно фото без регистрации, огромная коллекция частных и студийных фотографий. Однако вскоре от этих последних пришлось отказаться. В самом деле, управляемый аэростат с его огромной оболочкой, наполненной горючим газом, и сравнительно медленными и плавными движениями представлял из себя огромную, хорошо видимую цель, в которую легко было попасть из пушки. Этому помогало еще и то, что управляемые аэростаты не могли подниматься на большую высоту и обычно летали в то время на 1-2 версты над землей. Этого было совершенно достаточно для мирных полетов, но для военных требовалась большая высота. Все это выяснилось в течение первых месяцев войны, и все государства, кроме Германии, перестали пользоваться аэростатами и применяли только аэропланы. Несколько позже и немцы были вынуждены отказаться от своих Цеппелинов, так как их слишком часто сбивали огнем из пушек… Гораздо более серьезной была боевая работа аэропланов, которые оказались действительно важным и очень сильным оружием".

А "Илья Муромец" оказался самым мощным воздушным оружием России. Задуманный как транспортный, самолёт был переоснащён: теперь он мог нести до 780 кг бомб, 8 пулемётов "Максим" и экипаж до 10 человек. Немецким истребителям сильно доставалось от суммированного огня пулеметов "Муромца"…

Революцию Сикорский не принял и эмигрировал в США. Здесь он помимо конструирования самолетов сумел реализовать свое увлечение молодости и создать вертолет, успевший принять участие во Второй мировой войне.

А в Советской России, по какому-то странному совпадению, ровно через 11 лет после взлета "Русского витязя", 26 мая 1924 года, поднялся в небо другой первый советский металлический самолет – АНТ-2, конструктора Андрея Николаевича Туполева. Туполев словно принял у Сикорского эстафету по созданию самых мощных самолетов в мире…